1
 
 
Дизайн-решения, которые утратили смысл
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0
  • Просмотров
    66
  • Дата добавления
    02.12.2017

дизайн

Скевоморфизм и другие приветы из прошлого. Рассказывает агентство ARTW.

Уже давно от интерьеров, сайтов, упаковок, мобильных приложений и других вещей, которые связаны с дизайном, требуют не просто красоты, но и быстрого решения конкретных задач. Обычных украшательств стало в разы меньше. Работа с мобильных устройств в той же цифровой среде диктует упор на производительность в дизайне.

Тем не менее часто среди дизайн-решений можно встретить и такие, которые уже давно потеряли смысл и остались только в угоду ностальгии. Разбираемся, откуда порой растут ноги «бессмысленного» дизайна на промышленных и digital-примерах.

А началось всё с пары джинсов

В 1872 году портной Джейкоб Дэвис из небольшого городка Рено, что расположен в штате Невада, США, получил первый заказ на удобную спецодежду для лесоруба. До этого Дэвис работал над сугубо понятными для него вещами: кожаными навесами для телег и фургонов, попонами для лошадей конных работников. Запрос на рабочие брюки выбил портного из колеи — ведь одежду он до этого не шил.

Тем не менее он приобрёл несколько рулонов джинсовой ткани в довесок к обычным материалам и сел за работу. Удобные и просторные брюки он дополнил массой продуманных деталей, таких как небольшой карман спереди, в котором удобно было хранить часы на цепочке. Чтобы упрочнить брючную «конструкцию» Дэвис использовал медные заклёпки, которыми обычно крепил ремешки к попоне.

Так появились первые классические джинсы. Они выцветали со временем, но не рвались, поэтому отбоя в заказах от шахтёров, ковбоев, лесорубов и фермеров просто не было.

В 1873 году Дэвис вместе с партнёром запатентовали свой дизайнерский продукт под именем Levi Strauss & Co. Известная и по сей день марка производит 20 миллионов пар джинс каждый год, однако их дизайн мало изменился с того самого первого заказа для лесоруба.

дизайн

До сих пор джинсы всех брендов производятся с маленьким кармашком под карманные часы, которые уже никто не носит. Более того, кармашек слишком маленький, чтобы туда удобно было складывать хотя бы мелочь или зажигалки, но в дизайне он всё равно остаётся.

Благодаря современным технологиям пошива отпала надобность и в медных «укрепляющих кнопках», но от них так и не отказались полностью. Теперь клёпками украшают швы. Раньше ткань выцветала на солнце и делалась потёртой из-за ежедневной носки и работы «в поле», а теперь она становится такой ещё до того, как покинет пределы фабрики.

Джинсы — идеальный пример концепции скевоморфизма.

Она была впервые озвучена археологом Генри Маршем в 1890 году и на текущий момент имеет много разных определений. Но в широком смысле скевоморфизм говорит о дизайн-аспектах, которые уже утратили свою функциональную составляющую.

Скевоморфизм в дизайне

Время не стоит на месте, и история эволюции вещей часто теряется. Тем не менее по деталям многих современных предметов можно понять, откуда они появились.

Пример — такой обычный элемент одежды, как брючный костюм. Сейчас по всему миру продаются пиджаки с двумя и тремя пуговицами, которые нельзя застегнуть полностью. Казалось бы, откуда взялся такой дизайн-атавизм?

Ответ можно найти в истории Англии и жизни очень толстого британского короля Эдварда VII, который из-за своего большого живота перестал застёгивать нижнюю пуговицу пиджака. Произошло это в районе 1900 года. Все придворные, чтобы не выставлять короля на посмешище, последовали его примеру и также перестали застёгивать нижнюю пуговицу. Время прошло, застёжка исчезла, а пуговица, каким бы бессмысленным элементом дизайна она не была, осталась.

Мы не так часто замечаем скевоморфизмы, но они — вовсе не дань моде и ностальгии. Эти элементы добавляют в дизайны по всему миру потому, что мы привыкли их видеть и без них нам будет казаться, что чего-то не хватает.

Самый простой пример скевоморфизма в дизайне подскажет развитие автомобиля.

дизайн автомобиля

В течение десятилетий машины выглядели, как повозки, управляемые лошадьми, только вот лошадей перед повозками больше не было. У них по-прежнему оставалась их приземистая коробкообразная форма, то же оформление, как и ранее, а источник питания находился спереди. Даже в их описании использовали такое понятие, как лошадиные силы.

В течение века эволюции автомобили, конечно же, трансформировались. Их современная форма во многом продиктована аэродинамикой и наличием двигателя внутреннего сгорания, который занимает много места и производит большое количество тепла.

Сейчас, когда на рынке массово появились электрокары, дизайнеры начали предлагать новые формы будущего, и многие концепты выглядят в чём-то инопланетными. Двигатели стали бесшумными и небольшими, искусственно введённые звуки при заводе мотора теперь нужны лишь в целях обеспечения безопасности.

дизайн автомобиля

Тем не менее футуристические машины нравятся далеко не всем — общество привыкло, что автомобили выглядят определённым образом, и оно тяжело относится к новшествам.

Несмотря на то, что электрокары не нуждаются в решётках для кондиционирования воздуха — батареи не нагреваются настолько сильно и охлаждаются другим способом, — многие машины всё ещё используют их, просто чтобы не выглядеть странно. Они введены для красоты и часто сделаны из резины. Гибридные бесшумные машины, такие как Toyota Prius, при заводе издают искусственные звуки, которые делают их работу похожей на обычный старт двигателя внутреннего сгорания.

В основе концепции скевоморфизма лежит подражание или один материал, скрывающийся под видом другого.

Так, ламинат выглядит похожим на дощатые полы, пластиковые гребни красят под цвет черепаховых панцирей, каучуковые бильярдные шары всё ещё похожи на шары из слоновой кости (кстати, производство последних из слоновой кости в прошлом практически привело к вымиранию слонов на Цейлоне, нынешней Шри-Ланке). И это подражание настолько же древнее, как и само человечество. Достаточно вспомнить, насколько дизайн и форма предметов из Медного Века напоминала предметы из Каменного, хотя функционально металл намного более гибкий и не обязан повторять формы каменных орудий.

Скевоморфизм в онлайне

В онлайне концепция скевоморфизма несколько трансформировалась. Это не просто подражание одного другому, а, скорее, подражание виртуального чему-то в реальности.

Первопроходцем такого дизайна во втором десятилетии 21 века стала Apple: здесь и детально прорисованная трёхмерная иконка «корзины» или «кожаный» фон приложения-календаря вместе с «деревянной» книжной полкой-приложением в iOS того времени.

дизайн сайта

Сайты тоже не отставали в подражании реальным объектам: во всю использовались трёхмерные элементы, натуралистичные цветовые схемы, живые фактуры, швы и текстуры, тиснения, всевозможные печати и ленты.

дизайн сайта

В 2014 году натуралистичность и элементы из «нецифровой» действительности в своём Material Design продвигал и Google, пусть и лишь через концепцию плоского листа бумаги на экране.

Если экраны — это листы бумаги, то текст на них — чернила. В дизайн вернулись тени, отбрасываемые, когда один лист располагается над другим. Цифровая бумага тем не менее имела и ряд нереалистичных свойств: отсутствие текстуры, бесшовные соединения страниц.

Сейчас скевоморфизм в глобальном плане в digital-среде уже в прошлом, но некоторые нюансы только набирают обороты. По сей день в моде, к примеру, типографика и следование законам печатного дизайна при оформлении текстов.

«С начала времён новые дизайны всегда напоминают старые, — подтверждает Дон Норман, директор Лаборатории дизайна в Калифорнии, Сан Диего. — На текущий момент по-настоящему новые тенденции очень медленно приживаются в обществе. Если предмет не выглядит так, как, по нашему предположению, он должен выглядеть, мы теряемся и не знаем, что делать с предметом в принципе»

Случайное подражание в дизайне

Временами дизайн «под копирку» создаётся случайно. Такими легендами обросла история создания первой кредитной карты.

В 40–50-е годы 20 века для хранения информации о своих деловых контактах использовали не телефоны, не визитницы и даже не записные книжки, а картотеки. Одной из самых популярных настольных картотек являлась перекидная картотека Rolodex. Этот LinkedIn для пре-digital периода чем-то напоминал стопку кредитных карточек, скреплённых с одной стороны и, как сложилось исторически, скруглённых с другой. Говорят, что в 1949 году в Нью-Йорке некто Фрэнк МакНамара обедал с клиентами в ресторане и понял, что оставил кошелек с деньгами дома в другом костюме. Некоторые настаивают, что он подписал записку, в которой обещал выплатить всё ресторану позже, — практика, о которой доселе не слышали.

дизайн

Какой бы не была правдивая версия истории, через год МакНамара вернулся в этот ресторан и заплатил за обед маленькой картонной карточкой Diners Club Card. Это был первый гигантский шаг в сторону создания карточек для универсальных денежных отчислений, то есть современных кредиток. А самое главное, у карточки были такие же, как и в картотеках того времени, закруглённые с одной стороны края.

Со временем закруглённые края исчезли, а карты стали делать из пластика, но размер карточки никогда не менялся. И сейчас мы всё ещё привязаны к размерам и формам из прошлого. Каждая дебетовая и кредитная карточка в мире напоминает карточку для Rolodex и влезет в единую «стопку» картотеки.

Как видим, современный дизайн всегда зависит от пути развития в прошлом и ограничен прошлыми решениями.

Дизайн-решение с закруглёнными сверху краями преследует нас и по сей день, — теперь уже и в цифровой среде. Многие банковские приложения используют карточки для показа совершённых транзакций. И, как вы уже догадались, у этих карточек дизайн картотеки из 20 века.

дизайн

Карточки в приложении Рокетбанка

Заимствование по привычке

Компьютеры

Пожалуй, самый известный пример дизайна по привычке связан с современными клавиатурами. Все знают про буквы QWERTY, которые находятся в верхнем левом углу клавиатуры и расположены подряд, но не все в курсе, откуда появилось именно такое расположение букв.

Когда ещё вводили тексты на печатных машинках, все знали, что нельзя нажимать две находящиеся рядом клавиши одну за другой очень быстро, — машинка может зависнуть. Чтобы исправить эту проблему, была создана клавиатура, где буквы, которые часто идут в тексте друг за другом, такие как «СТ», будут расположены как можно дальше на клавиатуре. Так и появилась клавиатура с QWERTY.

Со временем эта структура была скопирована и для компьютеров, несмотря на то, что механической необходимости в таком расположении уже не было. Та же упрощённая клавиатура Дворак, созданная психологом Августом Двораком в 1936 году, к примеру, требовала меньше движений пальцев и ускоряла скорость набора. Тем не менее именно QWERTY осталась с нами, поскольку многие начинали работу с печатных машинок и не хотели менять привычку на обучение новому расположению клавиш.

Самолёты

Несмотря на развитие технологий, рубки большинства высокотехнологичных cамолётов до сих пор перегружены всевозможными аналоговыми циферблатами, рычагами и ручками. Они уже давно не связаны с системами полёта напрямую, вместо этого они соединяют компьютеризированные системы.

Старомодные пилоты предпочитают олдскульные контроллеры, а это значит, что следующее поколение учится у них на старомодных девайсах, и так далее, и так далее. В результате системы управления современными самолетами до сих пор очень похожи на те, что были введены в 1930-е.

Скрытый смысл

В любом дизайне, окружающем нас в онлайне и офлайне, можно найти подсказки о том, каким было прошлое человечества. Может казаться, что они тянут нас в это прошлое и являются всего лишь элементом ностальгии и бессмысленной данью моде.

На деле любые проявления подражания и использование старых приёмов в новом дизайне доказывают лишь то, что рынок не примет абсолютную новинку без знакомых деталей, человек просто испугается и не поймёт всей инновационности, или даже может не понять, что ему с ней делать.

Даже если такой подход к дизайну и есть ностальгия, то она слишком практична, чтобы отказаться от неё полностью. В конце концов, скевоморфизм — самая искренняя форма лести.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Имя *:
Email *:
Код *: